Евгений Вахтангов

«Вахтангов одним из первых на практике соединил быт и миф, гротеск и психологизм, игру и правду, маску и личность, танец и душевную боль. За сравнительно недолгую творческую жизнь осуществил то, о чём мечтали будущие теоретики театра.

Поэтому мы говорим, с позиции сегодняшнего дня, что Вахтангов – человек не только русского, но и мирового театра; его идеи предвосхитили историю театра XX и XXI века». (Дмитрий Трубочкин)

Евгений Богратионович Вахтангов (13 февраля 1883 — 29 мая 1922) родился во Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Но, Вахтангов увлёкся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, ещё в гимназические годы он много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.

Окончив гимназию, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссёр, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся.

Часто приезжая из Москвы во Владикавказ, Вахтангов пытался и в родном городе организовать свой театр. Мечтая о том, чтобы для этого ему было отдано здание фабрики отца. Летом 1909 года Евгений Вахтангов руководит Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставит в нем пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова и «У врат царства» К. Гамсуна.

Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Драматическую школу  Адашева в Москве, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.  Вскоре на молодого актёра обратил внимание Константин Сергеевич Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актёрского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Евгения Вахтангова раскрылось в полной мере. Здесь он создал несколько камерных спектаклей, в которых играл и как актёр. Роль Фрезера, которую он исполнил в «Потопе» Бергера — его выдающаяся работа.

В 1914 году Евгений Богратионович Вахтангов открывает студенческую студию, которая стала основой будущего Театра имени Евгения Вахтангова (Москва).

Со временем Вахтангову стали казаться тесными жёсткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлёкся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова формируется своё понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге — «фантастический реализм». На основе этого «фантастического реализма» Вахтангов и построил теорию собственного театра. Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актёр. Но Вахтангов предлагал жёстко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

В 1921 году на сцене своей студии он ставит пьесу М. Метерлинка «Чудо Святого Антония» (вторая редакция) — яркое зрелище, раскрывающее сложную символику пьесы, в котором и режиссёр и актёры составили единый творческий ансамбль. День его премьеры – 13 ноября 1921 года считается Днем рождения Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.

В период с 1921 – 1922 год   Вахтангов выпускает три гениальных спектакля: «Эрик XIV» (Первая студия МХТ, 1921); «Гадибук» (Еврейская студия «Габима», 1922); «Принцесса Турандот» (Третья студия МХТ, 1922. Ныне — Театр имени Евгения Вахтангова).

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова  спектакля «Принцесса Турандот». Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лёг и более уже не вставал. После первого репетиционного прогона «Принцессы Турандот» Константин Сергеевич Станиславский сказал своему гениальному ученику,  что тот он может заснуть, «завернувшись в тогу победителя».

Евгений Богратионович ушел из жизни 29 мая 1922 года в окружении своих учеников.  Перед самой смертью сознание вернулось к нему. Он сел, окинул учеников долгим взглядом и очень спокойно сказал: — «Прощайте».

«Принцесса Турандот», в последствии ставшая  легендой мирового театрального пространства, — последний спектакль Евгения Вахтангова.  Он исполнил свой собственный завет — «дни свои на земле кончить хорошо, а, может, то и талантливо».

Читать далее свернуть