История дома
Строительство дома
Дом на углу Армянской и Купеческой улицы был построен примерно в 1870 году, через десять лет после того, как крепости Владикавказ был дан статус города.
Купчиха первой гильдии, успешная предпринимательница Елизавета Лианозова (Лианосян) возвела дом на углу Армянской и Купеческой улицы (первое название улицы – Почтовая, так как рядом, на площади, находилась почтовая контора, и от этой улицы начинался почтовый тракт в Грузию), предполагая, что будет жить здесь со своими детьми. Однако, очень скоро дети покинули родительское гнездо, стали строить карьеру, и в итоге вписали свою фамилию в число богатейших людей России начала ХХ века.
Степан Лианозов занимался рыбным промыслом на всём персидском побережье Каспийского моря, а Георгий Лианозов, перебравшись в Москву, стал действительным статским советником, крупным нефтепромышленником, основателем и председателем Русского нефтепромышленного общества. Кроме того, ему принадлежала фабрика по производству икры в персидском порту Энзели. Он открыл икорные дома в Париже, Москве и Петербурге. Основанный им дачный поселок Лианозово теперь входит в состав столицы. Сын Георгия, Степан Лианозов, пошёл по его стопам, создавал и развивал нефтяную промышленность Азербайджана.
В 1877 году Елизавета Лианозова продала дом и вернулась на родину в Тифлисскую губернию. Новый владелец – купец второй гильдии Гавриил Сеперкулов – сдавал дом в наём. Но владел им недолго. После его смерти остались большие долги, и наследники выставили дом на продажу. В 1890 году здание с торгов приобрели два самых богатых купца Владикавказа, компаньоны Сергей Киракозов и Богдан Оганов, и оставались арендодателями вплоть до 1922 года.
Предположительно, в 80-х годах XIX века на втором этаже дома поселился Баграт (или, как он себя называл на русский манер – Багратион) Вахтангов с супругой Ольгой (в девичестве – Лебедевой). От тестя Баграт Вахтангов унаследовал табачное дело. И примерно до 1905 года на первом этаже дома по Армянской улице располагались его табачная фабрика и магазин.
Дом и семья Вахтанговых
Саркис Абрамович Вахтангов, дед будущего великого режиссёра-реформатора, овдовев, переехал во Владикавказ из Тифлиса с тремя детьми: дочерями Домной и Катаринэ, и сыном Багратом.
Баграт поступил рассыльным к владельцу табачной фабрики купцу Василию Лебедеву, и вскоре женился на его дочери Ольге, унаследовав от тестя фабрику.
У Баграта и Ольги родилось четверо детей: Евгений (старший), Софья, Нина и Сергей (мальчик умер во младенчестве).
Домна Вахтангова вышла за муж за купца Гаврилу Калатозова, у них родился сын Иван.
О судьбе Катаринэ Вахтанговой до наших дней сведения не дошли.
В «Терском календаре» на 1898 год (издан в 1897) в «Списке торговых заведений города Владикавказа» указано: «Табачная фабрика. Вахтангов Б.С. Купеческая улица, дом Оганова».
«Терские календари» из года в год сообщали жителям Владикавказа разные сведения, но имя Багратиона Сергеевича Вахтангова встречается на их страницах каждый раз: то Багратион Сергеевич состоит в учётном комитете Владикавказского отделения Азовско-Донского коммерческого банка, то ежегодник информирует читателей о том, что Баграт Вахтангов четырежды был избран во Владикавказскую городскую Думу (1908 – 1912), а то Баграт Вахтангов назван среди богатейших купцов 2-ой гильдии, чья Табачная фабрика сделала наиболее впечатляющий годовой оборот.
В 1901 году 18-летний ученик Владикавказской классической мужской гимназии Евгений Вахтангов знакомится с Надеждой Байцуровой, переводчицей, работающей в конторе и в газете «Терек». Евгений также пишет для «Терека» очерки и статьи. Молодые люди поженятся в 1905 году.
В промежуток между 1903 и 1905 годами Баграт Вахтангов переводит фабричное производство ближе к центру города, в «Терском календаре» печатают новый адрес Табачной фабрики: «Евдокимовская улица, дом собственный». Это здание сохранилось до наших дней (год постройки – 1903), там располагается сегодня выставочный зал Национального музея Республики Северная Осетия – Алания (Евдокимовская улица была переименована в улицу Горького).
Переведя фабрику в новое помещение, около 1905 года Баграт Вахтангов с семьёй и сам переезжает с Армянской улицы в центр города, на престижный Александровский проспект, селится в одноэтажном особняке напротив Табачной фабрики (здание было снесено в середине XX века).
В отечественном театроведении много говорится о непростых взаимоотношениях Евгения Вахтангова с отцом. В какой-то момент Баграт стал называть себя на русский манер Багратионом Сергеевичем. Евгений позже по примеру отца также изменил своё отчество и стал писать его через «о»: Богратионович. Известно, что помирились отец и сын Вахтанговы только в 1921 году.
После того, как Вахтанговы переехали на Александровский проспект, дом купца Оганова арендовали их дальние родственники, предприниматели братья Герасим и Иван Павловичи Лисицевы, отец и дядя будущего известного оперного певца, народного артиста СССР Павла Герасимовича Лисициана. В 1909 году Лисицевы открыли в доме небольшую фабрику «Дарьял», которая производила составные части для папирос.
Советский период
В 20-е годы советская власть муниципализировала и отдала здание под коммунальные квартиры, магазин готового платья, кафе. Дом неоднократно хотели снести из-за аварийного состояния и плана расширения городской площади. Он чудом выстоял, не без помощи вахтанговцев.
В марте 1983 года, в год столетия Евгения Богратионовича Вахтангова, во Владикавказ (тогда ещё Орджоникидзе) приехал Вахтанговский театр с «Принцессой Турандот». Играли на сцене Северо-Осетинского театра (основан в 1869 году, в 1996 году получил имя Вахтангова). Вахтанговцам показали дом на Армянской улице и сообщили, что его скоре снесут. И вот, после окончания спектакля «Принцесса Турандот» и оглушительных оваций народная артистка СССР Юлия Борисова вышла на авансцену и обратилась к жителям города: «Если вам дорога наша общая память, если имя Вахтангова, вашего земляка, для вас так же свято, как и для нас, я заклинаю сделать всё, чтобы сохранить этот дом».
Местные власти откликнулись на этот призыв. Дом не снесли, но, увы, и не восстановили.
Новый период в жизни Дома Вахтангова начался в 2015 году, когда вахтанговцы после 30-летнего перерыва вновь гастролировали на родине основателя Театра в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Дом на тот момент состоял из 13 коммунальных квартир с удобствами на улице, и все семьи необходимо было в краткие сроки обеспечить новым жильем. Очевидно, что здание находилось в аварийном состоянии. И, если фасад выглядел более или менее прилично, то стены, выходившие во двор, просто кричали о необходимости ремонта. Из-за многократных перепланировок по стенам пошли трещины. Ещё немного – и дом, где родился Евгений Вахтангов, уже не пришлось бы сносить: он обрушился бы самостоятельно.
Реконструкция дома
В 2018 году Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова (Москва) начал подготовку к юбилею: 13 ноября 2021 года исполнялось ровно 100 лет с тех пор, как спектаклем «Чудо святого Антония» Евгений Богратионович Вахтангов открыл в Москве на Арбате свой театр. Вахтанговцы приняли решение: будет справедливо к юбилею театра вернуть основателю его родной дом во Владикавказе, где он родился и вырос, где научился играть на музыкальных инструментах, окончил гимназию, нашёл свою любовь и совершил первые театральные открытия.
2 августа 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Указ №365 «О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова». В соответствии с этим Указом и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 года № 212-р «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова» была разработана и подписана масштабная программа мероприятий, которая включала создание во Владикавказе Культурного центра в доме, где жил Евгений Вахтангов.
16 марта 2020 года Театр Вахтангова в Москве провёл пресс-конференцию и объявил народный сбор средств через платформу Planeta.ru на воссоздание Дома Вахтангова во Владикавказе. В Большом фойе установили ящик для сбора пожертвований. А 17 марта все театры в России были закрыты из-за пандемии… Но вопреки всему за 12 месяцев было собранно около 2.000.000 рублей. Тысячи зрителей поддержали нас, приобрели уникальные сувениры от Театра Вахтангова: программки с автографами, вахтанговские книги, фирменные толстовки; побывали на эксклюзивной экскурсии по театру и посмотрели спектакли из правительственной ложи Театра Вахтангова.
Мы благодарны каждому, кто оказал помощь театру в этом чрезвычайно важном деле!
2020 год. Начало пути. О Евгении Вахтангове напоминало только кафе под названием «Турандот»
В рамках визита в октябре 2020 года в столицу Республики Северная Осетия – Алания Театр Вахтангова получил документы на право владения: Дом Вахтангова, площадь которого порядка 960-ти квадратных метров, перешёл в федеральную собственность и был передан в оперативное управление Вахтанговскому театру (Москва).
Самым сложным при реализации грандиозного проекта было договориться с 13 собственниками квартир, на которые были разделён дом. Театр в лице директора Кирилла Игоревича Крока, совместно с руководством Республики, приложили немалые усилия, чтобы дом, много лет находившийся в удручающем состоянии, к ноябрю 2020 г. расселили, и люди получили средства на приобретение нового комфортабельного жилья. Осуществить это удалось за счёт спонсорских средств. Стратегическими партнёрами проекта выступили банк «Открытие» и МТС-Тикетлэнд.
Сметная стоимость ремонтно-строительных и проектировочных работ составила 250.000.000 рублей – это собственные средства театра, которые получены от его уставной деятельности и показа спектаклей в Москве и на гастролях.
Подробный рассказ о каждом этапе работ, буквально шаг за шагом, мы вели на сайте Театра Вахтангова.
13 февраля 2024 года вступил в силу Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 19.12.2023 № 3402 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Дом, где прошли детство и юность Е.Б. Вахтангова», 1870-е гг. (Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Чермена Баева, 17 / ул. Армянская, 2) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории».