На сцене Филиала Мариинского театра
(адрес: ул. Тхапсаева, д. 18)
Автор – Николай Гоголь
Тема гоголевской комедии на первый взгляд самая традиционная – сватовство и женитьба, предполагающие плутовство, неразбериху и неизменную свадьбу в финале. Но как же далека от неё гоголевская пьеса: всё в ней оказывается перевёрнутым, всё наоборот. Простая и житейская история сватовства оборачивается прекрасно нелепой и абсолютно абсурдной буффонадой, абракадаброй, карнавалом со смотринами женихов и жребием, который готова тянуть невеста…
Мечется по сцене бойкая прислуга, хлопочет суетливая сваха, то и дело вспыхивает магниевая вспышка – очередного жениха нужно запечатлеть с помощью новомодного устройства, дагерротипа, чтобы разборчивой невесте было ловчее «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». Свою долю весёлого безумия вносит и предприимчивая деятельность Кочкарёва: энергичного, деятельного, в восторге чувств переходящего на пятистопный ямб, а в порыве отчаяния (ну никак не уговорить друга жениться) – на торжественно-скорбный гекзаметр. Действие стремительно несётся от одной шутки к другой и кажется вот-вот и будет свадьба. Но… услужливо появившееся из ниоткуда окошко не даёт странной гоголевской истории завершиться желанным счастливым финалом.
Евгений Каменькович, режиссёр:
«Анатолий Эфрос справедливо заметил, что “Женитьба” – история про глубоко несчастных людей. Мы тоже рассматривали ее не столько как комедию, сколько как первую в мире абсурдистскую пьесу. И позволили себе кое-какие вольности, которые начал еще Мейерхольд. Не могу сказать, что мы поставили всего Гоголя, как делал он, но добавили реплики из других произведений, аллюзии на биографию писателя, стихи Пушкина, а в одной сцене перевели гоголевский текст в гекзаметр. Вообще это настоящее коллективное сочинение, – с чего, кстати, и начинался наш театр».
Премьера состоялась 8 февраля 2024
Награды и премии:
Театральная премия газеты «Московский комсомолец» в номинациях:
— лучший спектакль большой формы (в категории Мэтры»)
— Мадлен Джабраилова (Фёкла Ивановна, сваха) – лучшая женская роль второго плана (в категории Полумэтры)
— Ольга Бодрова (Агафья Тихоновна) – лучшая женская роль (в категории Начинающие)
— Иван Вакуленко (Подколёсин) – лучшая мужская роль (в категории Начинающие)
Фестивали:
«Биеннале театрального искусства – Уроки режиссуры» в 2024 году
Официальный сайт Театра «Мастерская Петра Фоменко»: https://fomenki.ru/
Действующие лица и исполнители:
Женихи:
Подколёсин, служащий, надворный советник | Иван Вакуленко |
Яичница, экзекутор | Алексей Колубков Василий Фирсов |
Анучкин, отставной пехотный офицер | Томас Моцкус |
Жевакин, бывший моряк | Степан Пьянков |
Стариков, купец, гостинодворец | Виталий Метлин |
А также:
Кочкарёв, друг Подколёсина | Юрий Буторин |
Степан, слуга Подколёсина | Борис Яновский |
Фёкла Ивановна, сваха | Мадлен Джабраилова |
Агафья Тихоновна Купердягина, купеческая дочь, невеста | Ольга Бодрова София Лукиных |
Арина Пантелеймоновна Купердягина, её тетка | Елизавета Бойко |
Дуняшка, девочка в доме Купердягиных | Екатерина Новокрещенова |
Постановочная группа:
Постановка – Евгений Каменькович
Режиссёры – Юрий Буторин, Иван Вакуленко, Мадлен Джабраилова
Сценография – Ирина Корина
Художник по костюмам – Мария Боровская
Художник по свету – Владислав Фролов
Музыкальное оформление – Герман Бескедов
Фотограф – Иван Михайловский
Светооператор – Марина Илларионова
Звукооператоры – Сергей Зверев, Ольга Школьникова
Ассистент сценографа – Анна Комарова
Запись и сведение музыки – Александр и Андрей Борисовы